Все о вязке арматуры

Арматуру связывают в том случае, если нужно сформировать каркас для бетонной конструкции – фундамента, опалубки, плиты или перемычки. Армирующая конструкция из стержней, помещенная в бетон, увеличивает прочность сооружения по сжатию и растяжению. Неправильная вязка арматуры может привести к ослаблению конструкции и даже к ее разрушению, поэтому необходимо точно знать, как правильно вязать арматуру с соблюдением рекомендаций и правил. Также следует ознакомиться с вязальным инструментом.

На сегодняшний день строителями разработано три метода увязывания арматуры в монолитный каркас. Это соединение мягкой вязальной проволокой, сваривание и скрепление прутьев хомутами из пластика. Каждый способ коренным образом отличается от других, но результат одинаковый – соединения получаются прочными и долговечными. Вязка в промышленных масштабах и соединение прутьев в ИЖС требуют разных подходов, поэтому стоит рассмотреть каждый из вариантов вязки и выбрать оптимальный для своих целей.

Достоинства и недостатки сварочного соединения арматуры

Сварка внутри ж/б конструкции не всегда уместна – при больших нагрузках места сварки могут разрушаться. Вот стандартные минусы этого способа соединения армостержней:

  • Нужен опыт обращения со сваркой, или придется нанимать сварщика.
  • Прочность армокаркаса в местах сварки всегда ниже, так как люфтовые процессы при усадке фундамента или других подвижках строения разрушат сварку.
  • Самая дешевая и ходовая арматура класса A3 - А400 (А-3) сваркой не соединяется. Для сваривания подойдет только арматура с буквой «С» в маркировке класса.

Поэтому в ИЖС сварку часто заменяют на связывание каркаса проволокой.

Плюсы и минусы вязки армокаркаса

  • Высокая скорость вязки – технология не требует обучения и опыта.
  • Простое исправление ошибок.
  • Процесс вязания каркаса можно проводить сразу в опалубке.
  • Себестоимость технологии самая низкая.

Недостаток за многие годы применения метода замечен только один: низкая монолитность армирующего каркаса из-за люфта в точках соединения.

Преимущества и недостатки соединения армокаркаса при помощи пластиковых хомутов

Так же, как и с проволокой, работа с пластиком не требует специальных знаний и опыта. Отмечается высокая скорость процесса и надежное соединение прутьев.

Недостатки:

  • Пластиковые изделия стоят дороже проволоки из черной стали.
  • Скорость вязки ниже.
  • Неправильное соединение потребует полной ликвидации хомута и замены его на новый.
  • Пластик плохо переносит морозы.

Инструмент для вязания армокаркаса и технология процесса

Если рассматривать механизацию или автоматизацию технологии, то она применима только к вязке проволокой или пластиком. Для этого используются крючок (ручной инструмент), пистолет для вязания, специальные клещи или шуруповерт.

Вязка стальной аркмтуры крючком

Работают только руками – электрических и других инструментов для вязки толстой проволокой нет, а тонкую проволоку проще увязывать вручную. Крючок - стальной, с деревянной или пластмассовой ручкой. Легко делается своими руками, в магазине стоит около 1000 рублей.

Простой узел делается так:

  • Отрезок проволоки 15-20 см сгибают пополам, затем еще раз пополам, но не до конца, чтобы сделать петлю.
  • Проволока подсовывается под прут, крючок вставляется в петлю и цепляется за свободный конец проволоки.
  • Крюк тянется на себя и многократно проворачивается, пока проволока не затянется полностью.

Так называемый мертвый узел:

  • Отрезок проволоки 20-40 см сгибается пополам.
  • Под низ стержня петлей вперед заводится проволока с любой удобной стороны от хомута. Нужно оставить свободным 2-4 см.
  • Проволока загибается на верхнюю часть хомута, затем снова под нижнюю часть прута.
  • В петлю вставляется крюк, которым цепляется свободный отрезок проволоки.
  • Крючок тянется к себе и проворачивается несколько раз - до полного обжатия.

Надежность любой вязки проверяется вручную – расшатыванием узла. При неплотной вязке рекомендуется не перевязывать, а сделать рядом еще один простой узел. При сложном и объемном армировании узлы можно комбинировать в любом порядке.

Вязальный пистолет для вязки арматуры

Инструмент делает узлы быстрее, работать с ним просто и удобно. Но это полуавтоматическое приспособление из-за высокой стоимости нет смысла применять в ИЖС. А для масштабных работ это – незаменимый инструмент.

Внешне вязальный пистолет похож на электродрель, но вместо сверла вставляется рулон проволоки. Вязка проводится так:

  • На место соединения прутьев направляется пистолет – остается только нажать на спусковой крючок инструмента.
  • Пистолет сам обвязывает перекрестье стержней, и делает это за пару секунд.

Недостатки работы с вязальным пистолетом:

  • В труднодоступных местах связать арматуру не получится из-за того, что будет мешать корпус инструмента.
  • Высокая стоимость пистолета – около 30 000 рублей.
  • Исправление вязки невозможно.
  • Арматуру большого диаметра пистолет не свяжет.

Шуруповерт и крючок при вязке арматуры

Модернизация шуруповерта до пистолета проводится мгновенно. Для этого нужно вставить в патрон вязальный крючок, который можно сделать из обычного шиферного гвоздя. Крючок следует зажать в патроне инструмента, и можно начинать работу. При наличии у шуруповерта плавного регулирования скорости вязание становится еще проще и надежнее – узел всегда можно подтянуть на максимум.

Вязка стальной арматуры клещами

Работа клещами – это экономия проволоки, что даст эффект только при больших объемах работ. Экономится время - не придется сооружать петли, как при работе ручным вязальным крючком.

Недостатки:

  • Для начала стоит потренироваться на опытном участке, чтобы добиться скорости вязания без нарушения процесса.
  • Скорость работы все равно останется ниже, чем при работе вязальным крюком.

Как правильно выбрать проволоку для связывания стержней арматуры

Правильный выбор проволоки обеспечит высокую скорость работы, прочность армирующего каркаса, экономию сырья и времени. Регламенты строительных СНиП и нормативы ГОСТ 3282-74 регулируют следующие требования к вязальной проволоке:

  • При связывании арматуры диаметром менее 12 мм диметр вязальной проволоки следует выбирать не менее 1,2 мм.
  • При сечении прутьев в диапазоне 16-18 мм диметр вязальной проволоки выбирается не менее 1,6 мм.
  • При диаметре арматуры более 18 мм диметр вязальной проволоки следует выбирать не менее 2,0 мм, или брать две проволоки диаметром 1,2 мм.

Статистика продаж стройматериалов утверждает, что самая популярная вязальная проволока в течение многих десятков лет имеет сечение 1,2 мм. А самым удобным для связывания каркасов из арматуры инструментом остается ручной вязальный крючок.